Борковское сельское поселение
Краткая историческая справка муниципального образования – Борковское сельское поселение
Село Свинчус. Древняя легенда, записанная учителем Касимовского духовного училища Григорием Соколовым в 1873 году рассказывает о том, что основателем Свинчуса были кривой рыбак и его жена Ольгинья. Они пришли с озера Свинчуга, находящегося недалеко от Ижевского. Место, где они поселились и сейчас Ольгина гора. А научные данные подтверждают, что на территории данного села люди поселились во втором тысячелетии до нашей эры. Это были поселения «поздняковской» культуры. После них появились племена «городецкой» культуры, умевшие добывать железо и делать из него изделия, а также строить укрепленные поселения – городища. Во втором веке до нашей эры жизнь городецких племен нарушают пришедшие сюда Фино-угорские племена. От этих племен остались многочисленные могильщики с. Свинчус. Об этом также свидетельствуют находки бронзовых украшений в размытом речном берегу «мордовочки» и «ужовки». От этих племен дошли до нас древние названия сел, речек. Например Свинчус, Ерахтур, Ока, Мильчус и многие другие. А в конце первого тысячелетия до нашей эры в данной местности начали поселяться и славяне.
В летописном списке городов русских до монголо-татарского нашествия, упоминается город Свижск. Ученые предполагают, что находился он на месте нынешнего села Свинчус и был уничтожен монголо-татарами. В 14 веке через Свинчус проходила древняя дорога от с. Тимошконо через Борок, Тырново, Ерахтур к городцу Мещерскому (теперь г. Касимов) и дальше на Муром. Эта дорога была связана с Нагайским шляхом – торговой и военной дорогой, связывавшей г. Рязань со Степью.
Свинчус как село впервые упоминается в Рязанских писцовых книгах 1628 и 1629 годов «За Степаном Федоровым сыном Глебовым в поместье, что ему дано из государственных дворцовых сел, половина села Свинчус, а в селе церковь Покрова Причастице Богородицы да церковь Николы Чудотворца». В приходе к этой церкви в том же селе Свинчус помещиков четыре двора, да крестьянских семьдесят дворов, да дворы дьячек. Во второй половине XIX века Свинчус входил в состав Занинской волости Касимовского уезда и принадлежал княгине Шаховской, урожденной Трубецкой и помещикам Клевезалю и Оленину. По десятой ревизии (1858 г. В Свинчусе 180 дворов, 1 293 жителя. Согласно переписи 1 886 г. в Свинчусе 311 домохозяйств и 1 679 жителей, из них 812 мужчин и 867 женщин, в том числе грамотных 295 мужчин и 41 женщин). Из 260 изб одна – каменная, все крыты соломой. На тот период в Свинчусе имелось: земско-общественная школа, основанная в 1861 году, синильня, мельница, два винных, один бакалейный и одна мануфактурная лавки. Здания построенные на общественные средства: школа, пожарный сарай и водяная мельница на р. Увяз. Главное местное занятие – земледелие. В отхожий промысел уходило 302 мужика и 10 женщин, из них 198 бондарей, 27 портных, 17 картузников, 15 угольщиков и 3 живописца. В начале 20 века в Свинчусе был организован комитет народной трезвости. При этом комитете была создана бесплатная народная библиотека. Гордостью села является самобытный художник и этнограф Ефим Фадеевич Грушин (родился 7 (19) октября 1861 года в семье крестьянина с. Свинчус). 20 августа 1885 года он просит допустить его к приемному экзамену по рисованию в числе вольнослушающих учеников Академии художеств по живописи. Учился в мастерской известного профессора В.Е. Маяковского. После окончания Академии остался в Петербурге, где работал учителем рисования в одной из гимназий, а также преподавал черчение в Охтенском техническом училище.
В конце XIX века Грушин заинтересовался этнографией и пользуясь каникулярными приездами в село Свинчус начал собирать материал по этнографии села. В его дневниках и рабочих тетрадях имеются записи народных песен, бытовые зарисовки, рисунки сельчан, бытовых предметов. В начале 1918 года Грушин возвращается на родину в с. Свинчус.
До самой своей смерти он занимается общественной работой, много рисует, в том числе и иконы. Рисунки и картины Грушина хранятся в Касимовском краеведческом музее, в Русском музее Петербурга. Наиболее известная картина «Погибшая нива», на которой изображены мать и отец художника. Наиболее ценные работы – это портреты Свинчусских мужиков и баб в их местных одеждах и нарядах. Когда они оказались в комиссионном магазине они не выставлялись, а сразу были приобретены Эрмитажем для русского отдела. Остальные полотна с необычайной быстротой разошлись по частным коллекциям. Вторая часть наследия – рукописи, их много Описание одежд и нарядов с иллюстрациями, записи с нотами старинных песен, свадебных обрядов с рисунками пером, плачей и причитаний по разным поводам. Здесь же в рукописях точные графические изображения домов, интерьеров, изб, клетей, амбаров. И на всем этом оттенок большой любви к родному краю, который преданно любил Ефим Фадеевич Грушин. Умер Грушин в 1932 году в с. Свинчус и похоронен на сельском кладбище. Шефство над могилой взяла на себя Свинчусская основная школа во главе с директором школы Хаврониным С.В.
К 1917 году Свинчус относился к Занинской волости Косимовского уезда. В 1929 году в селе Свинчус был организован колхоз «Прогресс», который объединил крестьянские хозяйства. В начале 30 годов был открыт Народный дом, в нем была хорошо развита художественная самодеятельность.
Село Копаново. Впервые уведомляется в Радзивиловской и Суздальской летописях года 1187 «Всеволод из Коломны идет на братью свою и перебродите оку идлша Копанову» А.А. Монгайт, А.Г. Кузьмин подвергают это известие сомнению. Археологией данная местность не обследована. В Касимовских писцовых книгах 1628 и 1629 годов записано «В Борисоглебовском стану за Моисеем Федоровым сыном Глебовны да за сыном Даниилом в вотчине, половина села Копанова, а другая половина за Архипом за Самсоновым и в селе церковь Преображения Господа нашей Ис. Хр. Верх и другая церковь Святая мученицы Прасковье и обе деревянные. Да в селе ж двор вотчинников, 8 дворов крестьянских, 8 дворов бобыльских, 7 дворов пустых».
По окладным книгам 1676 года в Копанове: Преображенская церковь, помещичьих два двора, крестьянских – пятьдесят девять дворов, бобыльских - 2 двора».
По ревизии 1858 года Копановым владел князь Мышецкий и помещицы Свегина, Карцева. Имелось 108 дворов крестьян и 1052 жителя (513 мужчин и 539 женщин) грамотных 1 женщина и 44 мужчины, 10 учащихся мальчиков. Во время отмены крепостного права пристань села Копаново грузила до 700 тыс. пудов лесных материалов и рыбы. В 1870 году в Копаново пало 500 голов КРС.
По переписи 1886г. Копаново относится к Ерахтурской волости Касимовского уезда, в нем 215 домохозяйств 981 жителей (грамотных 47 мужчин, 11 учащихся). Из заведений имелось: 2 лавки мелочных, 1 чайная и 2 винные. Из общих зданий – пожарный сарай. Отхожим промыслом занимались 13 женщин и 126 мужчин, их них 122 бондаря. В Копанове находился дом знаменитых певцов-братьев А. и Г. Пироговых. В с. Копаново долгое время жил и работал архитектор и художник П.И. Смолин.
Село Борки. Впервые упоминается в окладных Касимовских книгах 184 года (1677 от Р.Хр.), где показано, что в селе уже существует церковь первоначальное построение которой неизвестно. У той церкви двор попа Корнилия, вдовой попадьи, двор дьячков, двор просвирницы, да приходских помещичьих восемь дворов, крестьянских шестьдесят пять дворов. Сюда же относилась деревня Симакино, где было помещичьих три двора, крестьянских четыре двора, да пять дворов бобыльских. Прошение о построении вместо обветшалой деревянной церкви ныне существующей каменной было подано помещицей Верой Тимофеевной – дочерью Тимофея Кирилловича Мельгунова 1808 году, а в 1809 году ее же испрашивалось разрешение устроить при каменной церкви училище для крестьянских детей. В 1810 году была построена церковь, а в 1811 году открыта и первая школа для детей. Учебный год начинался 12 сентября и заканчивался 11 мая. Дети с удовольствием учились писать и читать.
В 1929 году в селе Борки был организован колхоз «Красный труженик», который объединил крестьянских хозяйств. За 1930-1940 годы в колхозе построены сельский клуб, медпункт, школа активно развивается колхозное животноводство и земледелие.
В 1965 году колхозы «Прогресс» и «Красный труженик» объединены в совхоз «Борки». За годы существования совхоза в с. Свинчус построены здание правления, детский сад, столовая, молокозавод, пекарня, пилорама. В селе Борки построен клуб и библиотека. Строились жилые дома для работников: в селе Свинчус появились квартиры со всеми удобствами водопровод построен во всех населенных пунктах, поселения, возводились новые животноводческие помещения. В 1995 году совхоз реорганизован в ТОО «Борки». А в 2000 году в СПК «Борки». В настоящее время по производственным показателям хозяйство на одном из последних мест в районе.
В 1995 году на территории Борковского сельского поселения началось строительство Увязовской станции подземного строения газа с жилым комплексом в с. Борки и социальными учреждениями. В с. Борки возведены 3 – многоэтажных дома, 88 индивидуальных дома, а также средняя школа на 240 мест, детский сад на 140 мест, сельский дом культуры, здание администрации, врачебная амбулатория, общественный центр с помещением магазина, кафе, почты, сберегательного банка, дома быта и гостиницы.