|
Добрыня Никитич – один из былинных персонажей, хорошо знакомых каждому с детства. Достаточно заговорить о богатырской силе, как перед глазами предстает трио со знаменитой васнецовской картины – величественные, сильные, смелые, совершившие не один подвиг на благо родной русской земли...
Правда, эти богатыри, как правило, воспринимаются как сказочные персонажи, а между тем все они – вполне реальные герои, каждый из которых внес свой вклад в историю Руси. Но если географическая принадлежность Ильи Муромца ни у кого не вызывает сомнений, а Алеша Попович идентифицирован как Александр, сын ростовского священника, то относительно Добрыни выдвигаются разные версии. Однако рязанцы убеждены, что Добрыня – их земляк, и никаких сомнений в этом быть не может.
Главные документы – былины и легенды…
Пока ученые спорят, кто скрывается за образом Добрыни – собирательный персонаж или конкретный человек, – жители рабочего поселка Шилово, что километрах в ста от Рязани, рассказывают о Добрыне вовсе не как о легендарном герое, а как о соседе, совсем недавно жившем на этой земле. Для шиловских краеведов Добрыня – один из главных объектов изучения. Его жизнь и подвиги тщательно исследуются и, конечно, разыскиваются веские аргументы, свидетельствующие о принадлежности Добрыни к Шиловскому краю.
– Чтобы убедиться в том, что Добрыня родом из наших мест, достаточно открыть любой сборник былин. Там вы сразу встретите упоминания о Рязани, – говорит один из главных энтузиастов «добрынинского» движения, руководитель Шиловского этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов.
Как считают земляки, именно благодаря его увлеченности имя Добрыни так плотно сплелось с Шиловским районом. Он на протяжении многих лет занимается изучением истории родного края, в свое время был инициатором создания краеведческого музея, где смог собрать множество интересных экспонатов и историй. И, конечно, все факты, так или иначе связанные с Добрыней, играют в местной экспозиции одну из ведущих ролей. Все, что касается Добрыни, для Андрея Гаврилова практически часть собственной биографии. Рассказывать о герое Шиловской земли он может не останавливаясь.
– Ряд исследователей считают, что Добрыня – не кто иной, как Добрыня Малкович, родной дядя князя Владимира Красное Солнышко (родителями Владимира были киевский князь Святослав и Малуша – ключница его матери, княгини Ольги. Добрыня, ставший воеводой Владимира, был родным братом Малуши. По крайней мере, об этом говорят летописи. А вот некоторые былины называют Добрыню племянником князя Владимира. – Прим. ред.). Часть историков придерживаются мнения, что в основе его образа несколько героев, – объясняет Андрей Гаврилов.
Так, по мнению исследователя Юрия Смирнова, в летописях, охватывающих четыре столетия русской истории, можно насчитать упоминания по меньшей мере о семи Добрынях. Во-первых, это уже называвшийся выше воевода князя Владимира Святославича (Х век). Во-вторых, новгородский воевода XI века Добрыня Рагуилович. В летописях XII века находятся упоминания сразу о трех людях с тем же именем: новгородском посаднике Добрыне, киевском боярине Добрынке и суздальском боярине Добрыне Долгом. Ну и, наконец, в XIII веке это Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович (впоследствии – новгородский епископ Антоний. – Прим. ред.).
– В любом случае мы можем говорить о том, что былины плотно связывают имя Добрыни с Рязанским краем, – считает Андрей Гаврилов. – Да и в летописях Добрыня Рязаныч Злат Пояс несколько раз упоминается. Первый раз – в рассказах о междоусобной войне, второй – в связи с битвой на Калке. Что интересно, там упомянуто несколько воинов, принимавших участие в сражении, например Александр (получивший известность как Алеша) Попович из Ростова. Но при этом Алеша Попович считается реальным лицом, а про Добрыню, как правило, говорят, что он внесен впоследствии при более поздней редактуре летописей. Почему так, сказать трудно.
Основные документы, донесшие до нас сведения о богатыре, – былины и летописи. Но ведь именно фольклор и становится для нас источником многих интересных фактов… А какие еще документы того времени могли сохранить для нас столь важную информацию?
– Я нередко говорю: а какие свидетельства могли бы сохраниться до нашего времени? Череп Добрыни? – шутит Андрей Гаврилов. – Увы, черепа не сохранилось, мы можем располагать только теми свидетельствами, которые дошли до нас благодаря фольклорным источникам. Почему существование короля Артура или Эрика Рыжего, о которых мы тоже знаем в основном по балладам и песням, многими не подвергается сомнениям и для своего народа они являются историческими персонажами, а мы постоянно все опровергаем и стараемся развенчать своих героев? Если так относиться, абсолютно все можно подвергнуть сомнениям и пересмотреть всю историю.
Топонимические аргументы
Аргументами в пользу того, что Шиловская земля – родина великого богатыря Добрыни, служат, по мнению местных краеведов, и топонимы. Упоминания о местном Добрынином острове встречаются начиная с XVI века. Существует легенда, из которой можно узнать, что на Добрынином острове сидел богатырь и перебрасывался топорами с Ильей Муромцем, сидевшим на другой стороне Оки. Добрынин остров сохранился и до наших дней.
– Это дюна, красота там необыкновенная, – рассказывает Андрей Гаврилов. – Холм на берегу Оки, который, кто знает, может быть, когда-то действительно был островом. Раньше здесь была старица (староречье, курья, то есть участок прежнего русла реки. – Прим. ред.), и русло разделяется на несколько протоков, место действительно такое, что там очень удобно было бы поставить ладью.
Но Добрынин остров – не единственная примета присутствия Добрыни в Шиловском крае. Около поселка Прибрежный была курганная группа, о которой рассказывают многие дореволюционные исследователи. В народе этот курган назывался «Добрынин», и, по рассказам старожилов, там и был похоронен богатырь Добрыня. О судьбе этого кургана повествует и документ 30-х годов прошлого столетия – рукопись местного краеведа Кленова хранится в Рязанском кремле. Кленов был свидетелем тех событий, которые развернулись здесь в 20-х годах прошлого века: местные крестьяне расчищали место для сельхозработ и разровняли курган. Сегодня возвышения на том месте нет, а легенды о Добрынином кургане сохранились до сих пор.
Андрей Гаврилов рассказал, что, собирая материал для музея, он и его соратники записывали рассказы старожилов. Среди таких материалов сохранились записи со слов Тимофея Кирсанова, который вспоминал о проведенных на кургане земельных работах очень подробно. Кстати, после уничтожения возвышения на этом месте было сделано немало находок. Одна из них и сегодня хранится в краеведческом музее – поясная накладка. Историки никаких однозначных утверждений о ней не делают, а местные жители уверены, что это – часть Добрыниного пояса…
Богатырь-интеллигент
Биография богатыря Добрыни сохранилась в русском народном творчестве почти так же подробно, как и Ильи Муромца. Существуют былины, рассказывающие о появлении на свет и детских годах жизни Добрыни. Воспитание богатыря в материнском доме, его возмужание – все это является предметом былинного повествования. Во многих источниках подробно рассказывается не только о самом Добрыне, но и о его родне. Отцом Добрыни был Никита Романович, мать богатыря звали Омелой (в некоторых источниках Амельдой) Тимофеевной, а жену – Настасьей Микуличной. Свое прозвище «Злат Пояс», по утверждениям некоторых исследователей, Добрыня получил по роду занятий своего отца, торговавшего с иностранцами, поскольку «знатнейшие русские купцы в немецких известиях нередко предстают под обобщенным названием «золотых поясов». К тому же, напомним, «золотыми поясами» называли наиболее могущественных бояр и купцов, например, и в Великом Новгороде.
В разных источниках довольно часто встречаются упоминания о детстве героя. К примеру, рассказывается, что к 15 годам Добрыня отлично владел всеми видами оружия, бился один на один не только со сверстниками, но и с взрослыми мужиками, и всегда одерживал победы. Заскучав без должного применения своей силы, Добрыня поступил на службу к ростовскому князю Константину Всеволодовичу, сыну известного князя Всеволода Большое Гнездо.
Продолжение биографии Добрыни можно встретить в Тверской летописи, где упоминается о гибели «Добрыни Рязаничя Златаго Пояса» наравне с 70 великими и храбрыми богатырями.
Один из самых известных и ярких филологов XIX века, Федор Буслаев, подвергая сомнению существование исторического Добрыни, тем не менее сделал интересный вывод, отмечая достоинства рязанского богатыря: «…Если Муромская земля соединила свои поэтические предания с идеалом Ильи Муромца, то соседняя с нею область Рязанская усвоила себе идеал княжеский в лице вежливого и грамотного Добрыни Никитича».
По следам Добрыниного меча
Из поколения в поколение передаются шиловские версии «жития» Добрыни. В селах Шилово и Борок был записан целый цикл песен о богатыре Добрыне, который жил у Шилова. И, надо сказать, сведения, дошедшие до нас с местным фольклором, здорово отличаются от канонических версий и наших представлений о благородном образе героя, защищавшего родную землю от врагов. Точнее, героизм Добрыни ни в коей мере не оспаривается и сомнениям не подвергается. Но вот в начале своей «богатырской карьеры» Добрыня использовал свою силу не только на добрые дела. Например, если верить шиловскому «эпосу», Добрыня в молодости грабил проезжих купцов…
В общеизвестных былинах Добрыня боролся со Змеем. В шиловских версиях он борется с Чамкой – загадочным существом, страшилищем, чем-то сродни Лешему и Кикиморе.
– Сверху Чамка как обычная баба, а снизу как ящерица. У нее трехпалые конечности, длинные зеленоватые волосы. – Эти сведения Андрей Гаврилов почерпнул из легенд, которые из поколения в поколение передавались шиловцами. – Многие путают этот образ с русалкой, но русалка жила в воде, а Чамка на земле. Впрочем, у Пушкина тоже «русалка на ветвях сидит»… В Шиловском районе про Чамку ходят легенды поныне. Да что там говорить, если у нас в селе Тимошкино до сих пор устраивают проводы Чамки. На реке Тырнице была Чамкина заводь, сейчас это название утратилось, а легенды остались. Туда, к этой заводи, и пошел Добрыня… Там и произошла схватка Добрыни с Чамкой. Все происходило примерно по тому же сценарию, что рассказывают о сражении богатыря со Змеем.
Инсценировка битвы Добрыни с Чамкой стала в этом году одним из главных событий Дня города в Шилово – здесь воспроизвели все этапы знаменитой схватки, привлекли и богатырей из клуба исторической реконструкции – шиловцы очень трепетно относятся к своей истории.
– В какой-то момент Чамка стала одолевать Добрыню, но он помолился Божией Матери и одержал победу, – рассказывает Андрей Гаврилов легенду, которую в Шиловском районе знают, наверное, даже дети. – Тогда Чамка предложила ему выбор: или богатство, или женитьба на ней… Но Добрыня стал просить Чамку отдать ему ее меч. Чамка, хоть и нехотя, была вынуждена расстаться с заветным оружием. Так Добрыня стал обладателем уникального меча, с которым его почти невозможно было одолеть.
Вскоре он мог испытать силу могущественного меча: нашествие монголо-татар было хорошим поводом для проверки богатырской силы. Но хитростью татары смогли одолеть Добрыню. Говорят, и без колдовства не обошлось… Враги нагнали много народу, но, чтобы не губить понапрасну людей, предложили для поединка выставить с каждой стороны по богатырю – пусть они между собой силой померятся. С нашей стороны вышел Добрыня, а татары выставили маленького, хиленького паренька. Добрыня сгоряча брякнул, что с такими противниками он справится хоть с тридцатью... Врагам только того и надо было – сразу против Добрыни было выставлено три десятка бойцов. Пока он с ними бился, монголо-татары выслали лазутчика, который подменил меч Добрыни. В итоге последний вражеский воин смог убить русского богатыря. Так пересказывают легенду о Добрыне в Шиловском районе. А в продолжение рассказов о богатыре из уст в уста передают версии о дальнейшей судьбе богатырского меча. Победители, естественно, хотели забрать свой трофей, но колдуны сказали, что увозить меч нельзя, это может принести несчастье. Поэтому меч привезли на родину богатыря. Вот тут легенды расходятся. Кто-то рассказывал, что мать Добрыни утопила меч в Оке. Другие говорили, что, когда мать держала меч, пришла Чамка и попросила вернуть оружие ей, она-то и опустила меч в реку Тырницу.
– Вторая версия менее распространена, – говорит Андрей Гаврилов, – и многие, пытаясь найти меч Добрыни, ищут его в Оке, но у них мало шансов…
Однако упорные искатели следов Добрыни продолжают поиски, веря, что рано или поздно в истории жизни богатыря откроются новые страницы. А шиловцы убеждены, что Добрыня когда-то ходил по этой земле – земле, много лет назад родившей необыкновенного богатыря и через некоторое время принявшей его… По крайней мере, если верить легендам Шиловского края. Шиловцы считают, что похоронен Добрыня около того самого Добрыниного кургана. Верить этому или нет, каждый решает для себя сам, но, как только в местной прессе появились предположения о том, что Добрыня был погребен у кургана, сюда наведались черные археологи. И теперь рядом с курганом зияют ямы. «Мы обнаружили здесь раскопанные могилы и кости, – рассказывает Андрей Гаврилов. – Останки мы погребли. Но какие еще находки здесь были сделаны, боюсь, теперь мы не узнаем уже никогда…».
Для шиловцев Добрыня – земляк, и это несомненный факт. Богатырем-земляком здесь гордятся и готовы делиться своей гордостью со всеми. Недавно в поселке Прибрежный, недалеко от места того самого кургана, где, по преданию, был похоронен Добрыня, установили памятный знак. Теперь все приезжающие могут поклониться богатырю, который, не жалея своей жизни, защищал родную землю…
РУССКИЙ МИР.RU №1, Январь 2013 ⁄ Добрыня Рязаныч
Зоя МОЗАЛЕВА
|