|
Компетенция Управления Россельхознадзора по Рязанской и тамбовской областям (далее по тексту – Управление) в сфере надзора за обращением с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с «Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 327, «Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям», утв. Приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 206, ограничивается надзором за исполнением хозяйствующими субъектами требований ветеринарного законодательства при использовании вышеуказанных веществ.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.mcx.ru) ведет «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов», разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее – Каталог). Каталог является официальным документом, содержит перечень пестицидов (часть 1) и агрохимикатов (часть 2), разрешенных для применения гражданами и юридическими лицами в сельском, лесном, коммунальном и личном подсобном хозяйствах, а также основные регламенты применения пестицидов, установленные в ходе их регистрационных испытаний. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» допуском к обороту (ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, производство, реализация, реклама, применение, хранение, транспортировка, уничтожение) пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация с последующим внесением в Каталог.
Пестициды в Каталоге расположены по группам согласно их назначению с указанием наименования пестицида, его препаративной формы, содержания действующего вещества, регистранта, номера государственной регистрации, ограничений по применению, даты окончания срока государственной регистрации, класса опасности (в том числе для человека и для пчел в полевых условиях). По классам опасности пестициды подразделяются на высокоопасные, среднеопасные, малоопасные.
Ответственность за правильное хранение пестицидов и агрохимикатов, строгое выполнение требований технологии и регламентов их применения возлагается на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе коллективные, фермерские хозяйства и другие организации, а также частных лиц, применяющих пестициды и агрохимикаты.
Требования ветеринарного законодательства, регламентирующие охрану пчел, содержатся, в том числе, в ст. 7 Закона Рязанской области от 09.09.2014 № 53-ОЗ «О пчеловодстве на территории Рязанской области».
Согласно положениям данной статьи физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае применения пестицидов обязаны до начала работ в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, оповестить об этом пчеловодов и администрации соответствующих городских и сельских поселений. Оповещение о применении пестицидов на определенной территории осуществляется через средства массовой информации. Информирование пчеловодов о применении пестицидов также может осуществляться администрациями муниципальных образований. Информирование может осуществляться посредством: размещения соответствующей информации на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; размещения соответствующей информации на стендах, расположенных в общественных местах; использования иных форм информирования населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Управлением могут быть проведены мероприятия по контролю для установления факта уведомления пчеловодов о применении пестицидов. При выявлении в ходе данных мероприятий нарушений ветеринарного законодательства виновные лица будут привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.3 КоАП РФ (нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами).
Между тем Управление обращает внимание, что согласно п. 2 «Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства», утв. приказом Минсельхоза России от 19.05.2016 № 194, пчелы, содержащиеся в хозяйствах, подлежат учету и идентификации.
Кроме того, в соответствии с п. 1.7 «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 17.08.1998 (далее по тексту – Инструкция), на каждую пасеку должен быть заведен ветеринарно-санитарный паспорт, где фиксируется санитарное состояние пасеки.
Согласно ч. 6.1 Инструкции профилактика отравлений пчел базируется на строгом соблюдении регламентации применения в окружающей среде токсичных для пчел веществ. Владельцев пасек оповещают за трое суток до химобработки с указанием применяемого ядохимиката, места (в радиусе 7 км) и времени, способа проведения обработки. Указывают время изоляции пчел. Обработки проводят в период отсутствия лета пчел в утренние или вечерние часы. Не допускают обработку цветущих медоносов и пыльценосов во время массового лета пчел. На период обработки пчеловоду необходимо вывезти пасеку в безопасное место или изолировать пчел в ульях на срок, предусмотренный ограничениями при применении ядохимиката.
Кроме того, необходимо отметить, что гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами установлены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03. 2010 № 17 (далее - СанПиН 1.2.2584-10).
В соответствии с п. 2.26 СанПиН 1.2.2584-10 в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел.
Согласно п. 9.9 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03. 2010 № 17, запрещается авиационная обработка пестицидами участков, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов.
При авиаобработке пестицидами должны соблюдаться следующие санитарные разрывы:
- от рыбохозяйственных водоемов, источников питьевого водоснабжения населения, скотных дворов, птицеферм, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников - не менее 2 км;
- от мест постоянного размещения медоносных пасек - 5 км;
- от мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры и некоторые другие), - 2 км.
При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается.
При этом надзор за вышеперечисленными законодательными нормами согласно ст. 46 Закона № 52-ФЗ, п. 5 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В части, касающейся компенсации за гибель пчел Управление разъясняет, что в силу ст. 147 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Таким образом, лица, в чьем законном владении находились пчелы, в случае их гибели в результате противоправных действий третьих лиц, могут обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством для компенсации понесенных убытков.
|